52

Сура «ат-Тур»

(«Гора»)

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

1. Клянусь горой!






Всевышний поклялся великими творениями, которые напоминают людям о мудрых знаниях, вознаграждении праведников и наказании неверных. Вначале Аллах поклялся горой Синаем. На этой горе пророк Муса, сын ‘Имрана, разговаривал со Всевышним, и там он получил ниспосланные ему заповеди. Эта милость, оказанная Всевышним Мусе и его народу, является одним из величайших знамений и благодеяний Господа, которые столь многочисленны и бесценны, что рабы Аллаха просто не в состоянии исчислить или оценить их.


2. Клянусь писанием, начертанным




3. на развернутом свитке!






Одни толкователи считали, что речь идет о хранимой скрижали, а другие говорили, что Аллах поклялся самым лучшим из всех писаний – священным Кораном, в котором Аллах собрал воедино повествования о древних народах и их потомках, а также лучшие знания прошлых и будущих поколений. Это писание записано на развернутом свитке. Оно предельно ясно и доступно для каждого, кто обладает проницательным умом и здравым рассудком.


4. Клянусь домом посещаемым!






Речь идет о храме, воздвигнутом на седьмом небе, к которому непрестанно совершают паломничество благородные ангелы. Ежедневно его посещают семьдесят тысяч ангелов и поклоняются там своему Господу. Ни один ангел, который однажды уже побывал в нем, не войдет в него снова вплоть до самого Судного дня.

Некоторые толкователи говорили, что речь в этом аяте идет о Заповедной мечети в Мекке, в которой всегда много молящихся и паломников, которые совершают обход вокруг Каабы, молятся и поминают Аллаха. Именно этим святилищем поклялся Всевышний, когда сказал: «Клянусь смоковницей и оливой, клянусь горою Синаем и этим безопасным городом» (95:1-3). Священная Кааба – это лучшее из абсолютно всех строений на земле, и паломничество к ней является одним из важнейших столпов ислама. Кааба была воздвигнута пророками Ибрахимом и Исма‘илом, и Аллах сделал ее местом, куда устремлены сердца правоверных и где люди находят покой и безопасность. Воистину, Кааба достойна того, чтобы Всевышний поклялся ею и тем самым еще раз подчеркнул ее святость и величие.



5. Клянусь кровлей возведенной!






Имеется в виду небо, которое Аллах сделал сводом и кровлей для земной обители. Оно снабжает землю светом и помогает ее жителям определять стороны света. Именно с неба Аллах проливает дожди, ниспосылает свою милость и одаряет людей пропитанием.



6. Клянусь морем переполненным!






Аллах заполнил моря и океаны водой и не позволяет им выходить из берегов и затапливать обжитые людьми и животными земли. В природе столько воды, что она без труда может залить всю поверхность земли, но премудрый Аллах не позволяет ей сделать это, дабы многие живые твари могли беспрепятственно жить на суше.

Согласно мнению некоторых богословов, этот аят означает: “Клянусь морем воспламененным!” Это объясняется тем, что в День воскресения моря запылают огнем и будут переполнены мучениями и страданиями.


7. Кара твоего Господа грядет не­минуемо,




Все, чем поклялся Аллах в этой суре, относится к великим знамениям Господа и свидетельствует о том, что Аллах является единственным и всемогущим Богом, которому не составит труда воскресить мертвых. Его наказание неизбежно, и Он не нарушит своего слова и своего обещания.



8. и ничто не отвратит ее.






Ничто не сможет помешать ее наступлению. Да и как может быть иначе, если ни одна живая тварь не в силах сделать хотя бы один шаг вопреки воле Аллаха?!


9. В тот день небо содрогнется от колебаний,


10. а горы придут в движение.






Всевышний поведал о том, что в Судный день небо потеряет покой и начнет колебаться, а горы сдвинутся с мест и станут перемещаться подобно тому, как движутся облака. После этого горы станут мягкими, как расчесанная шерсть, а затем и вовсе превратятся в прах. Эта участь постигнет в День воскресения могучие горы, а что же тогда говорить о жалком человеке?!


11. Горе в тот день отвергающим истину [неверным],


12. которые предаются порочным за­бавам.




Под горем подразумеваются печаль, страх, кара и возмездие, которые будут уделом неверных. Это проклятие заслужили грешники, которые всецело посвящают себя порочным и пустым занятиям и забавляются этим. Если они постигают знания, то их познания направлены на уничтожение истины и распространение лжи. Если они приступают к делам, то их занятия бессмысленны и глупы. Они проводят свою жизнь в забавах и развлечениях, чего нельзя сказать о праведниках и верующих, которые изучают и совершают только то, что приносит пользу им самим и окружающим.



13. В тот день они будут низринуты в адский огонь.




Неверные будут безжалостно сброшены в преисподнюю. Ангелы будут грубо подталкивать грешников к геенне, волочить их за собой лицом вниз и при этом укорять их за неверие и беззаконие, говоря:



14. Это – тот самый огонь, который вы не признавали.




Вкусите же вечную муку, которую невозможно описать или сравнить с чем-нибудь другим.


15. Колдовство ли это? Или же вы были слепы?




Существует мнение, что речь идет об аде и наказании, и на это указывает контекст этого отрывка. Когда неверные увидят огненную геенну, им скажут: “Может быть, это – всего лишь колдовство? Может быть, наказание, которое вы видите, всего лишь мерещится вам? А может быть, вы не заслужили его? Или же вы были лишены здравого рассудка и ничего не слышали о нем? Может быть, до вас не дошли доказательства?”

Конечно же, нет. Это – не колдовство, и неверные прекрасно поймут, что огненная кара – это сущая правда и подлинная реальность, которая не имеет ничего общего с колдовскими чарами. Они не смогут утешить себя тем, что все это им кажется и мерещится, и они не смогут найти оправдание своим поступкам, потому что им были представлены неопроверживые доказательства, а пророки и их последователи предлагали им уверовать. Им была известна истина, и они отвергли ее и тем самым отвергли самое убедительное, самое ясное, самое славное учение.

Существует также мнение, что речь в этом аяте идет об истинной религии и ясных проповедях Пророка Мухаммада. Неужели это – колдовство? Какой разумный человек станет называть колдовством самую славную и самую очевидную истину? Но неверные были слепы к истине и позволяли себе говорить подобное.


16. Горите в нем! Будете ли вы тер­петь или не будете – для вас одно. Вам воздается только за то, что вы совершили.




Сегодня огненная преисподняя поглотит вас. Жгучее пламя будет обжигать ваши тела и пожирать ваши сердца. Вам не помогут ни терпение, ни утешения. Адские муки от этого ничуть не уменьшатся, ибо геенна – это не то место, где проявленное терпение приносит облегчение и отдохновение. Вы заслужили эту кару своими скверными деяниями.

После упоминания о наказании, которое постигнет неверных, Всевышний обрадовал верующих уготованным для них вознаграждением, дабы в сердцах мусульман всегда жили и страх, и надежда. Всевышний сказал:


17. Воистину, богобоязненные пребу­дут среди садов и благодати.




Богобоязненными Аллах называет тех, кто страшится Его гнева и наказания и делает все, чтобы избежать их, т.е. выполняет повеления Господа и не ослушается Его запретов. Такие праведники будут наслаждаться среди прекрасных садов, в тени густых чащ, на берегах журчащих ручьев и в горницах высоких дворцов. Их тела и души будут упиваться райской благодатью.



18. Они будут наслаждаться дарами своего Господа, который избавил их от мук ада.






Они будут восхищаться щедрыми дарами Господа, не скрывая восторга и радости. Эти дары не возможно ни описать, ни вообразить, поскольку ни одна душа не ведает о том, какие удивительные райские прелести скрыты от ее глаз в земной жизни. Однако всевышний Аллах не только одарит их всем, чего они желали, но и избавит их от самого неприятного и самого ненавистного – от мук ада. Да и как может быть иначе, если эти рабы исправно совершали то, что было угодно Аллаху, и остерегались всего, что вызывало Его гнев.


19. [Аллах скажет:] «Ешьте и пейте во здравие за то, что вы вершили!»




Ликуйте и радуйтесь самым желанным угощениям, самым изысканным яствам и самым приятным напиткам.


20. Они будут возлежать на ложах, стоящих рядами, и Мы сочетаем их браком с черноокими, больше­глазыми девами.




Арабское слово “иттика” означает удобное, устойчивое, приятное положение, кото­рое занимает человек, расположившись на постели. Именно в таком положении рабы Аллаха, облаченные в роскошные убранства, будут возлежать на разукрашенных богатыми украшениями ложах.

Всевышний сообщил, что райские ложа будут стоять рядами, а это свидетель­ствует об их многочисленности. Они расположены не беспорядочно, а лежат аккуратными рядами, и обитатели рая возлежат на них неподалеку друг от друга, получая удовольствие от прекрасных бесед и приятного общения.

Господь обещал, что и души, и тела праведников будут упиваться райской благодатью. А после великолепных блюд, неповторимых напитков и приятного, доброго общения с друзьями они будут желать только одного – уединения с прекрасными супругами, без которых любое удовольствие было бы несовершенным.

Поэтому Всевышний обрадовал верующих вестью о том, что в раю их ожидают пречистые, прелестные и благонравные супруги. Они наделены не только небывалой телесной красотой, но и красотой духовной. Их обаяние и великолепие изумляют взоры и очаровывают умы обитателей рая. Одного взгляда на них достаточно, чтобы сердца людей переполнились пламенным желанием сжать их в объятиях. Аллах назвал их черноокими, потому что их черные зрачки будут выделяться на фоне совершенно белых склер.


21. Мы воссоединим уверовавших с их потомками, которые последо­вали за ними в вере, и Мы ничуть не умалим их деяний. Каждый человек будет заложником того, что он приобрел.




Радость и счастье обитателей рая будут дополнены тем, что Аллах воссоединит их с детьми, которые уверовали по примеру своих родителей и стали их верными последователями. Аллах поселит детей верующих в раю рядом с их родителями, даже если они не заслужили высокого места своих родителей. Эта милость будет щедрым даром и вознаграждением Аллаха верующим отцам и матерям. При этом Аллах ничуть не уменьшит вознаграждения самих родителей.

А для того, чтобы никто ошибочно не предположил, что дети неверных также последуют в ад за своими родителями, Всевышний сообщил, что законы рая не распространяются на ад. Преисподняя – это обитель справедливого возмездия, и справедливость Аллаха требует, чтобы каждый грешник страдал только за свои грехи и преступления. Поэтому Аллах поведал о том, что каждый человек в ответе только за свои деяния. Обремененный ношей не станет нести чужой ноши, и грешник не понесет чужого наказания. Всевышний напомнил об этом, дабы никто не сделал из этого аята ошибочных выводов.


22. Мы даруем им плоды и блюда мясные – какие они только пожелают.




Господь сообщил, что Он одарит счастливых обитателей рая многочисленными дарами, среди которых будут плоды и фрукты: виноград, гранаты, яблоки и многие другие. Этих аппетитных плодов будет столько, что праведники не будут успевать есть их всех. Им будут подавать дичь и всевозможные мясные блюда, и каждый будет выбирать то, что ему по вкусу.


23. Они будут передавать друг другу чашу, содержимое которой не раз­вязывает язык и не влечет ко греху.




Вечно юные отроки будут обходить их с кубками и кувшинами, наполненными вином и прекрасным нектаром, и праведники будут пить их и предлагать друг другу. Они не будут говорить вздор и бессмыслицу и не будут вести греховные беседы. А когда люди избегают празднословия и зла, их речи становятся искренними, добрыми, чистыми. От них на душе становится радостно и светло. Именно такой будет жизнь в раю, счастливые обитатели которого будут с любовью относиться друг к другу, обра­щаться друг к другу самыми нежными словами и слушать восхитительные речи своего Господа, которые будут свидетельствовать о Его любви и благосклонности к ним.


24. Их будут обходить прислуживаю­щие им отроки, подобные не тро­нутому жемчугу.






Их будут обходить молодые слуги, которые прекрасны, как нетронутый жемчуг. Они будут прислуживать им и делать для них все необходимое, а это указывает на то, что в раю верующих ожидает множество удовольствий и полное умиротворение.



25. Одни из них будут подходить к другим, чтобы побеседовать.




Они будут беседовать о жизни в земном мире и разных делах. Вспоминая о том, через что им пришлось пройти для того, чтобы оказаться среди этой благодати, они будут говорить:



26. Они будут говорить: «Воистину, мы были в кругу своей семьи и страшились [возмездия Аллаха].




Из страха перед Господом мы избегали грехов и старались избавиться от недостатков.



27. Но Аллах оказал нам милость и уберег нас от мук огненного вихря.




Аллах помог нам пройти по жизни прямым путем и уберег нас от жаркого и невыносимого наказания.


28. Раньше мы обращались к Нему с мольбой. Воистину, Он – благово­лящий, милосердный».






Мы непрестанно поклонялись нашему Господу и не уставали взывать к Нему. Мы молили Его избавить нас от наказания и одарить райскими благами. Мольба может иметь характер поклонения и смирения пред Аллахом, а может иметь характер просьбы.

Среди прекрасных имен Аллаха – аль-Барр (благоволящий) и ар-Рахим (мило­сердный). По своей доброте и милости Он позволил праведникам войти в рай и защитил их от своего гнева и адских мук.



29. Наставляй же! По милости Гос­пода твоего ты – не прорицатель и не одержимый.






Аллах приказал своему Посланнику проповедовать ислам среди мусульман и неверных, дабы его проповеди осветили путь убежденным в истине и лишили оправдания нечестивцев. Аллах также велел ему не обращать внимания на слова и оскорбления неверных и многобожников. Они прекрасно знают, что лгут, но продолжают нарекать тебя обидными прозвищами, дабы отвратить от тебя людей. Однако хорошо известно, что ты не имеешь отношения к прорицателям и колдунам, которым прислуживают бесы и которым они приносят сотни лживых вестей, среди коих может оказаться одна правдивая. Ты также не имеешь ничего общего с одержимыми и безумцами, лишенными рассудка. Более того, ты – самый разумный, самый правдивый, самый совершенный и самый достойный из всех людей.


30. Порой они говорят: «Он – поэт. Так давайте подождем, пока смерть не разберется с ним».




Иногда они называют тебя поэтом, но ведь сам Аллах сказал: «Мы не учили его складывать стихи, да и не подобает ему это» (36:69). Они хотят избавиться от тебя и твоей религии и говорят: “Давайте подождем, пока он не умрет. А когда это случится, его дело сгинет вместе с ним, и мы сможем вздохнуть спокойно”.



31. Отвечай [, Мухаммад]: «Ждите! Да и я подожду вместе с вами».




Ждите моей смерти, а я подожду вместе с вами того дня, когда Аллах погубит вас сам либо покарает руками верующих.


32. То ли [порочные] умы побуждают их к этому, то ли они – народ преступный?




Что же заставляет неверных отвергать тебя и возводить на тебя навет? Может быть, к этому их побуждает разум? Но как же безобразен разум, который порождает такие скверные мысли. Лучше быть безумцем, чем обладать разумом, который считает са­мого здравомыслящего человека одержимым, а самую убедительную истину – ложью.

А может быть, их неверие является результатом их несправедливости и беззакония? В действительности, все так и есть. Беззаконие твоих врагов не знает границ, и не следует удивляться словам и поступкам злостных преступников, которые позволяют себе делать все, что им вздумается.


33. А иногда они говорят: «Он измыс­лил его!» О нет! Просто они не веруют.




Они заявляют, что ты измыслил этот Коран. Все дело в том, что они не веруют. Ведь если бы они уверовали, то не стали бы говорить такое.



34. Пусть приведут подобное ему (т.е. Корану) повествование, если они говорят правду.




Аллах бросил вызов арабам, которые были красноречивыми ораторами и прево­сходными поэтами: сочините что-либо подобное Корану, а если вы не сделаете этого, то признайте свое заблуждение и не говорите, что Мухаммад измыслил Коран.

Но даже если люди и джинны объединятся для того, чтобы сочинить нечто подобное Корану, они все равно будут бессильны сделать это. А раз так, то все люди оказываются перед дилеммой: либо они должны уверовать в Коран и повиноваться его заповедям, либо они должны отвергнуть его и сознательно отдать предпочтение лжи и измышлениям.



35. Неужели они появились на свет сами по себе? А может быть, они и есть творцы?




Это – неопровержимый довод в пользу истинности религии. Если человек признает его, то он обязан уверовать. Если же он отвергает его, то тем самым он отвергает не только веру, но и здравомыслие. А неверные, которые отрицают единобожие и учение Посланника, по сути дела отрицают то, что их сотворил Аллах. Религия и здравый смысл утверждают, что объяснить происхождение человека можно только одним из трех предположений.

Можно предположить, что люди появились на свет сами по себе. Их никто не создавал, и они возникли без постороннего вмешательства. Конечно же, это – явный абсурд. Можно также предположить, что они сами сотворили самих себя, но и такое невозможно. Трудно даже предположить, как можно сотворить самого себя.

А если ни то, ни другое невозможно, то нам остается только признать существо­вание Творца, которым является всевышний Аллах. Каждый, кому становится ясна эта истина, непременно осознает и то, что только Аллах заслуживает поклонения своих творений.



36. Может быть, это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто у них нет уверенности [в наказании Аллаха].




Это – тоже риторический вопрос. Безусловно, люди не создавали небес и земли и не были соучастниками в их сотворении. Почему же тогда они не прислушиваются к писанию Аллаха и голосу разума? Да потому, что у них нет уверенности в том, что обещал Аллах.



37. А может быть, у них находятся сокровищницы твоего Господа? Или же они являются владыками?






Может быть, это они распределяют блага великого Господа и по своему усмотре­нию одаряют одних и лишают других? А если нет, то почему они сочли безумством пророчество Мухаммада?! Они ведут себя так, будто это они управляют вселенной, а Мухаммад показался им недостойным этой высокой чести. А ведь они даже самим себе не могут принести ни вреда, ни пользы. Они не властны ни над жизнью, ни над смертью, ни над воскрешением. Что же тогда мешает им уверовать?! Может быть, они захватили царство Аллаха и господствуют над Его творениями? Нет и нет! Они – всего лишь жалкие, беспомощные рабы.

Этот аят похож на высказывание Всевышнего: «Разве они распределяют милости твоего Господа? Это Мы распределили между ними блага этой жизни и возвысили одних людей над другими» (43:32).


38. Или у них есть лестница, благо­даря которой они подслушивают [откровение]? Пусть тот, кто под­слушивал, приведет ясное доказа­тельство.




Может быть, у них есть лестница, поднявшись по которой они подслушивают речи Аллаха и разговоры ангелов, из которых они узнают то, что неизвестно остальным? Если так, то пусть они докажут свою правоту. Но разве у них есть доказательства?! Все явное и сокровенное известно одному лишь Аллаху, и никто не в силах проникнуть в сокровищницу Его знаний. И только своим доверенным посланникам Он открывает малую толику этих знаний.

Такое откровение было ниспослано и самому лучшему, самому достойному и самому осведомленному из посланников – Пророку Мухаммаду, который сообщил людям о том, кому они должны поклоняться и что их ожидает в будущей жизни. Он подтвердил свои слова многочисленными доказательствами и знамениями, которые сделали его учение убедительным и неоспоримым. Невежественные, заблудшие, слепые и упрямые многобожники объявили его лжецом и отвергли его учение, но при этом не привели в свое оправдание ни убедительных, ни даже сомнительных доводов. Так кому же из них должен верить разумный человек?



39. Или же у Него есть дочери, а у вас – сыновья?




О многобожники! Вот еще одно ваше заблуждение, но на этот раз вы измыслили двойное зло. Вы приписали своему Господу детей и из двух полов выбрали для него слабый. Разве можно придумать более отвратительные недостатки для Господа миров?!


40. Или же ты требуешь от них вознаг­раждения, и они обременены обя­зательствами перед тобой?




Нет, Мухаммад, ты не ждешь от них награды за то, что указываешь им прямой путь. Ты не только совершенно бескорыстно обучаешь их добру, но и жертвуешь несметным богатством для того, чтобы они обратились в веру Аллаха, вняли твоим проповедям и покорились твоим приказаниям. Ты не скупишься ни чем в надежде, что их сердца смягчатся к исламу и распахнутся для знаний и веры.



41. Или они ведают сокровенное, ко­торое сами же записывают?




Может быть, им известно нечто, чего не знаешь ты, и поэтому они упрямо отвора­чиваются от тебя? Но какие знания могут быть у неграмотного, невежественного и заблудшего народа? А ты проповедуешь среди них самое великое, самое важное учение и узнаешь от Аллаха некоторые сокровенные вести, которые недоступны никому другому.

Все эти аяты Всевышний ниспослал для того, чтобы логическими доводами убедить неверных в ошибочности и порочности их взглядов. И как же просты и убедительны Его доказательства!


42. Или они строят козни? Воистину, неверные сами станут жертвой козней.




Если они хотят погубить твою религию и начатое тобой дело, то пусть знают, что их злодеяния обернутся против них самих. Хвала Аллаху, все произошло именно так! Неверные использовали все возможности для того, чтобы навредить Пророку, но Аллах помог ему выстоять, а затем даровал его религии победу над врагами.



43. Или у них есть другой бог помимо Аллаха? Аллах превыше тех, кому они поклоняются наряду с Ним.




Кто еще достоин того, чтобы люди надеялись на его помощь и страшились его кары? Никто не разделяет с Ним власти во вселенной, и никто не разделяет с Ним права на поклонение. Именно ради провозглашения этой истины Аллах ниспослал все предыдущие аяты и привел столько неопровержимых доводов. И как же важно, чтобы люди осознали, что поклонение кому-либо, кроме Аллаха, тщетно и бесполезно.

Никто, кроме Него, не заслуживает обожествления и поклонения, молитв и колено­преклонений, обращения за помощью и мольбы о спасении. Он является единственным истинным божеством. Его имена прекрасны, качества совершенны, эпитеты славны, а деяния достохвальны. Он обладает величием, славой, могуществом. Он – один и ни в ком не нуждается. Он – великий, славный, достохвальный Аллах.



44. Даже если они увидят, как куски неба рушатся вниз, они восклик­нут: «Это – всего лишь нагромож­дение облаков!»




Всевышний сообщил, что неверные и многобожники сознательно уклоняются от истины и обращаются ко лжи, и какие бы доказательства в подтверждение истины ни приводили им верующие, они все равно будут противиться ей. Даже если они увидят, как куски неба рушатся вниз в наказание за их грехи, они воскликнут: “Это – всего лишь обычное нагромождение облаков!” Все это означает, что они не принимают во внимание знамения Аллаха и не извлекают уроков из Его назиданий.



45. Оставь же их, [Мухаммад,] пока они не дождутся того дня, когда будут поражены наказанием.






О Мухаммад! Их души невозможно исцелить, и укоренившееся в них зло должно быть выжжено огненным наказанием. Оставь же их, пусть они ждут Дня воскре­сения, когда они будут поражены наказанием, которое невозможно ни описать, ни сравнить с чем-нибудь другим.



46. В тот день козни не принесут им пользы, и никто не поможет им.






В этом мире неверным удается прожить благодаря своим козням и ухищрениям, но в Судный день их козни не принесут им совершенно никакой пользы. Их усилия окажутся тщетны, и они ничем не помогут себе сами, да и никто другой не сможет помочь им.



47. Воистину, беззаконники будут на­казаны еще раньше, но большин­ство их не ведает об этом.






После упоминания о наказании нечестивцев в будущей жизни, Аллах сообщил, что их ожидает еще одно наказание. Это – гибель, пленение, изгнание и другие мучения на земле, а также наказание в могиле и потустороннем мире, которое продлится с момента смерти вплоть до наступления Дня воскресения. Но большинство грешников не ведает об этом, и поэтому они творят злодеяния, которые обрекают их на мучительные страдания.


48. Терпеливо сноси решение своего Господа, ведь ты находишься под Нашим присмотром. И возноси хвалу своему Господу, когда поднимаешься [ото сна].




Всевышний повелел своему Посланнику не обращать внимания на поведение многобожников, терпеливо сносить удары судьбы и исправно выполнять Его повеления. А в награду за это Господь обещал ему оберегать его от зла и заботиться о нем. А для того, чтобы Посланник всегда был тверд и терпелив, Аллах велел ему много поклоняться и часто поминать своего Господа.

В этом аяте ниспослано предписание совершать ночной намаз либо пять обяза­тельных намазов вообще, что подтверждается следующими словами Всевышнего:



49. Восхваляй Его среди ночи и при исчезновении звезд.




Под временем исчезновения звезд подразумевается последняя часть ночи. Вероятно, сюда относится и обязательный рассветный намаз. А лучше всего об этом известно Аллаху.


Hosted by uCoz