53

Сура «ан-Наджм»

(«Звезда»)

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

1. Клянусь звездой во время ее за­ката!


2. Не заблудился ваш собрат и не увлекся.




Всевышний поклялся звездой во время ее исчезновения с небосвода в самом начале рассвета. Это явление является одним из великих знамений Аллаха и заслуживает того, чтобы Всевышний поклялся им. Согласно наиболее достоверному мнению богословов, упомянутая в аяте клятва относится ко всем звездам. Всевышний поклялся ими, чтобы подтвердить правдивость божественного откровения, которое проповедовал Пророк Мухаммад. Между звездами и откровением существует большое сходство. Звезды служат украшением для небес, а откровение и его прекрасные плоды украшают землю, и если бы не истинное знание, которое человечество унаследовало от пророков, то на землю опустился бы мрак, который был бы гуще, чем мрак ночи.

Этой клятвой Господь дал понять, что учение Пророка Мухаммада – это истина, а не заблуждение, а его помыслы – это не безумная фантазия. Его учение помогает ему идти прямым путем, а его чистые помыслы заставляют его проповедовать этот путь остальному человечеству. Он совершенно не похож на заблудших грешников, имеющих скверные намерения и распространяющих лживые и порочные знания.

Всевышний назвал Пророка собратом курейшитов, дабы напомнить им о том, что они прекрасно осведомлены о его правдивости и благочестии и знают, к чему он призывает народ.


3. Он не говорит по прихоти своей,




4. а лишь [передает вам] внушенное ему откровение.




Мухаммад не проповедует среди вас то, что приходит ему на ум, а возвещает вам только то, что узнает из ниспосылаемого ему откровения. Он сам следует прямым и призывает к нему других.

Эти аяты являются доказательством того, что высказывания Пророка Мухаммада, которые дошли до нас в достоверных хадисах, являются частью божественного откровения. Об этом же сказал Всевышний: «Аллах ниспослал тебе писание и мудрость» (4:113). Пророк не допускал ошибок, когда рассказывал о всевышнем Аллахе и обучал мусульман Его религии, поскольку он не говорил по прихоте своей, а лишь повторял внушенное ему откровение.



5. Научил его [ангел,] обладающий могучей силой


6. и прекрасным сложением. Он возник


7. на высшем небосклоне,




8. приблизился к нему, а потом подошел еще ближе.


9. Он находился от него на расстоя­нии двух луков и даже ближе.




Всевышний сообщил о том, что учителем Пророка Мухаммада был самый достой­ный, самый сильный и самый совершенный из ангелов – Джибриль. Он обладает прекрасным сложением, т.е. огромной силой, а также внешней и внутренней красотой. Аллах поручил ему передать откровение Пророку Мухаммаду и одарил его физической силой и множеством способностей. Джибриль выполнил поручение Аллаха, донес откровение до Посланника Аллаха и уберег его от рук сатаны, не позволив ему ни выкрасть что-либо из писания, ни вписать в него ложь и измышления. Именно этот доверенный и могучий ангел был выбран Господом для передачи откровения, что свидетельствует о том, как тщательно Аллах оберегает свое писание.

Он возник на небосводе над поверхностью земли. Поскольку Джибриль был одним из ангелов, дьяволы не могли приблизиться к нему. Он спустился с небосвода и приблизился к Пророку, чтобы передать ему откровение. Он находился от Мухаммада на расстоянии двух луков и даже ближе. Речь идет об обычном луке, из которого выпускают стрелы. Это указывает на то, что ангел находился в непосредственной близости от Посланника Аллаха и передавал ему откровение безо всяких посредников.


10. Так Аллах внушил своему рабу откровение,




Джибриль был посредником между Аллахом и Пророком Мухаммадом. Посред­ством него Всевышний обучил своего раба и посланника непреложной истине и великой религии.



11. и сердце его не сочло ложью видение.




Сердце Мухаммада не усомнилось в том, что увидели его глаза, и в правдивости ниспосланного ему откровения. Откровение было настолько совершенным и убедительным, что ни слух, ни зрение, ни душа Пророка не усомнились в том, что произошло. Его сердце не сочло ложью видение и не отвернулось от него.

Существует мнение, что под видением подразумевается все, что Посланник Аллаха увидел в ночь восхождения на небеса. Он воочию увидел великие знамения и не усомнился в их истинности. Некоторые толкователи говорили, что речь идет о том, как во время этого восхождения Посланник увидел всемогущего Аллаха и разговаривал с Ним. Многие богословы отдавали предпочтение именно этому толкованию и, опираясь на него, утверждали, что Пророк Мухаммад видел Аллаха еще в своей земной жизни.

Однако в действительности речь идет о том, как Посланник Аллаха увидел ангела Джибриля, и об этом свидетельствует контекст отрывка. За все время пророчества Посланник всего два раза видел Джибриля в его истинном обличии. Первый раз это произошло на высшем небосклоне под первым небом, о чем мы уже упомянули, а во второй раз – в ночь восхождения на небеса на седьмом небе. Поэтому Всевышний сказал:



12. Неужели вы будете оспаривать то, что он видел?


13. А ведь он видел его еще раз, когда тот спустился.




Мухаммад еще раз видел Джибриля в таком облике, когда тот спускался к нему.



14. Случилось это у самого дальнего лотуса,




Речь идет об огромном дереве Сидра аль-Мунтаха, которое растет на седьмом небе. Оно называется самым дальним, потому что до него доходит все, что восходит с земли или нисходит от Аллаха. Существует предположение, что оно получило такое название, потому что оно находится выше земли и семи небес и на нем заканчиваются познания творений. Существуют и другие мнения, но лучше всего об этом известно одному Аллаху.

Мухаммад увидел Джибриля в этом пречистом месте, где обитают только прекрас­ные и возвышенные творения и куда не в состоянии добраться дьяволы и злые духи.


15. возле которого находится райская обитель.




Возле самого дальнего дерева находится райская обитель, в которой собраны всевозможные удовольствия и прелести. Этот рай является пределом желаний и мечтаний всех верующих рабов. Эти слова Всевышнего означают, что рай расположен над семью небесами.



16. Тот лотус окружен покрывалом.






Что это за покрывало, известно только великому и могучему Аллаху.



17. Его взор не уклонялся в сторону и не излишествовал.




Мухаммад не поворачивал головы и не отрывал взгляда от того, что происходило перед ним. Он смотрел только туда, куда ему дозволил Аллах. Он не отступил от предписанного Господом, не сделал упущений и не покусился на запретное. Все это свидетельствует о покорности и благонравии Пророка Мухаммада.

Воистину, нрав Посланника Аллаха был самым прекрасным и самым совершен­ным. Своими превосходными качествами он превзошел всех лучших сынов Адама. Человек может допускать упущения, может проявлять излишество, может уклоняться от прямого пути вправо или влево, но Аллах сообщил, что Его Посланник был избавлен от всех этих недостатков.



18. Так он увидел величайшие из зна­мений своего Господа.




Имеются в виду рай, ад и многие другие знамения, которые Пророк Мухаммад увидел в ночь восхождения на небеса.



19. Размышляли ли вы над аль-Лат и аль-‘Уззой




Всевышний сообщил о том, как лживо и порочно идолопоклонство. Многобож­ники поклонялись беспомощным идолам, которые были далеки от совершенства и были не способны принести пользу или причинить вред. Их боги были всего лишь пустыми именами, лишенными всякого смысла. Вместе со своими невежественными и заблудшими отцами они придумали для себя этих идолов и нарекли их именами, которыми обманывали себя и других. Божества, которые появились на свет таким образом, не заслуживали поклонения, как и не заслуживали своих громких имен. Аль-Лат…Аль-‘Узза…Манат. Язычники полагали, что идолы обладают божествен­ными качествами, и придумали для них соответствующие имена. Имя аль-Лат произошло от слова “илях” (букв. “достойный поклонения и обожествления”). Имя аль-‘Узза произошло от слова “азиз” (букв. “великий, могущественный”). Имя Манат произошло от слова “маннан” (букв. “милостивый, щедрый”). Так язычники исказили прекрасные имена Аллаха и приравняли к Нему своих вымышленных богов. Однако от этого их боги не перестали быть пустыми именами и не приобрели божественных качеств, и это ясно каждому, кто обладает хоть каплей ума.


20. и еще третьей – Манат?




21. Неужели у вас есть мальчики, а у Него – девочки?




Вы не только приписываете Аллаху детей, но и заявляете, что все они принад­лежат к слабому полу.



22. Воистину, такое разделение было бы несправедливым.




Разве может быть большая несправедливость, чем дележ, в котором творение получает преимущество перед Творцом?! Воистину, Аллах не имеет ничего общего с тем, что вы измышляете о Нем.


23. Они (т.е. божества) – всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал насчет них никакого доказатель­ства. Они следуют только догад­кам и тому, к чему склоняются их души, а ведь до них дошло на­ставление на прямой путь от их Господа.




Любое воззрение и любое начинание, которое не подкрепляется ниспосланными Аллахом доказательствами, является ошибочным и порочным и не может иметь отношения к религии. Однако многобожники не обращают внимания на доказа­тельства, которые могут открыть им глаза на истину. Опираясь на свои жалкие познания и в угоду своим желаниям, они строят догадки, пытаясь оправдать многобожие и ересь. До них дошла истина, однако многочисленные догадки и предположения мешают им встать на прямой путь.

Аллах разъяснил им единобожие, пророчество и все остальные вопросы, в познании которых нуждаются Его рабы. Он разъяснил все это самым простым и самым убеди­тельным образом, обосновав истинность своих наставлений неопровержимыми дово­дами и доказательствами, которые обязывают каждого разумного человека уверовать и последовать прямым путем. Воистину, после такого разъяснения и стольких доказа­тельств ни у одного человека не может быть оправдания неверию и заблуждению.

Поэтому многобожников, которые не желают отказываться от своих лживых теорий и предположений, ожидают вечные муки и бесконечные страдания. Их упрямство и неуступчивость в таком положении – это величайшая глупость и чудовищная несправедливость. Однако все это не мешает многобожникам любоваться собой и строить мечты. Тем не менее их лживым мечтам и надеждам не суждено сбыться, и поэтому далее Всевышний сказал:



24. Разве человек получит то, чего он возжелает?


25. Аллах один властен над будущей жизнью и жизнью здешней.




Аллах одаряет, кого захочет, и лишает своей милости, кого захочет. Вся власть сосредоточена в Его руках, и все происходящее подчинено Его воле.

Затем Всевышний разрушил надежды тех, кто приобщает к Нему сотоварищей и поклоняется ангелам и другим творениям. Многобожники надеются, что в День воскресения их боги заступятся за них перед Аллахом, однако они глубоко заблуждаются. Всевышний сказал:



26. Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не прине­сет пользы, пока Аллах не позво­лит им заступиться за тех, кому Он соблаговолит и кем Он доволен!






Заступничество будет возможно только после разрешения Всевышнего и только за тех, кем Аллах остался доволен. А поскольку Аллах принимает от своих рабов только деяния, которые совершены искренне ради Него и в соответствии с наставлениями Посланника, то многобожники не получат желанного заступничества. Воистину, они сами лишили себя милости всемилостивейшего Аллаха.



27. Воистину, те, которые не веруют в будущую жизнь, нарекают ангелов женскими именами.






Язычники, которые отказались уверовать в посланников своего Господа и в буду­щую жизнь, по причине своего неверия осмелились совершать злодеяния, ненавистные Аллаху и Его Посланнику. Они нарекли ангелов дочерьми Аллаха. Тем самым они не только приписали Всевышнему способность рожать детей, которая присуща лишь творениям, но и проявили неуважение к ангелам, назвав их существами женского пола.



28. Они ничего не ведают об этом и лишь строят догадки, но догадки не могут служить заменой истине.






Ни Аллах, ни Его Посланник не сообщали им этого. Даже человеческий разум не в силах представить себе подобное. Напротив, все говорит о том, что измышления многобожников лживы и несостоятельны. Аллах не нуждается ни в супруге, ни в детях. Он – один, ни от кого не зависит и ни в ком не нуждается. Он не был рожден и не рожает, и никто на свете не похож на Него. А что касается ангелов, то эти благородные создания – всего лишь приближенные слуги Всевышнего. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велят.

Но многобожники не ведают об этом и возводят на Аллаха навет, поскольку они опираются исключительно на свои догадки и предположения, но догадки не могут служить заменой истине, ведь истина всегда подтверждается убедительными доводами и неопровержимыми доказательствами.


29. Отвернись от тех, кто отказывает­ся поминать Нас и не стремится ни к чему, кроме здешней жизни.






Всем своим поведением многобожники давали понять Пророку, что они не нуждаются в проповедуемой им истине и хотят делать то, чего желают их души. Тогда Всевышний повелел своему Посланнику отвернуться от тех, кто отказывается поминать Аллаха и отворачивается от мудрого наставления – священного Корана. Эти грешники не желают слышать о знании, которое принесет им великую пользу, и стремятся только к благам здешней жизни. Это – предел их мечтаний.

Хорошо известно, что человек всегда трудится для достижения поставленной перед собой цели. А поскольку целью этих нечестивцев является получение удовольствия от жизни и удовлетворение своих низменных желаний, то и трудятся они исключительно ради этого и добиваются своей цели любыми способами.


30. Таков предел их познаний. Воис­тину, твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто встал на прямой путь.




Земной мир – это все, что хотят знать неверные, и все, что они могут познать. А что касается верующих, которые обладают умом и здравым смыслом и искренне уверовали в обещание своего Господа, то они стремятся побольше узнать о вечной жизни после смерти и готовятся к ней. Источником их познаний являются Писание Аллаха и Сунна Его Посланника, и поэтому их познания – самые прекрасные и самые славные.

Всевышний Аллах лучше знает, кто из Его рабов достоин идти прямым путем, а кому суждено блуждать во мраке заблуждения. Он лишает своей помощи и своего благословения тех, кто не заслуживает Его милости, и эти нечестивцы сбиваются с прямого пути и оказываются в глубоком заблуждении.



31. Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле, и Он воздаст творившим зло за их деяния и вознаградит наилучшим образом тех, кто вершил благие дела,




32. кто избегал тяжких грехов и мер­зостей и допускал лишь незначи­тельные проступки. Воистину, ве­лико прощение твоего Господа. Он лучше кого бы то ни было знал вас, когда сотворил вас из земли и когда вы были зародышами во чревах матерей ваших. Не восхва­ляйте себя, ибо Он лучше знает тех, кто богобоязнен.




Всевышний сообщил, что Он один является властелином и правителем обоих миров. Все сущее на небесах и на земле подвластно Ему, и Он полновластно распоряжается своими рабами. Вся вселенная живет в соответствии с Его предопределением и по Его законам. Он повелевает и запрещает, наказывает и вознаграждает. Он вознаграждает тех, кто покорен Его велениям, и наказывает тех, кто осмеливается ослушаться Его.

Что касается злодеев, то они получат наказание за неверие и другие менее тяжкие грехи. Что же касается праведников, которые поклонялись всевышнему Аллаху и оказывали помощь Его творениям, то они получат свою награду как в земном мире, так и в будущей жизни. Но, конечно же, величайшим вознаграждением для них будет благосклонность Аллаха и райская благодать.

Они действительно заслужили это, потому что выполняли все обязательные предписания религии, а также избегали прелюбодеяния, употребления алкогольных напитков, лихоимства, убийства и других великих грехов. Однако они допускали незначительные проступки, т.е. иногда совершали малые грехи, но они не позволяли себе совершать их всегда или часто. Праведник, который время от времени оступается и совершает малые грехи, не перестает быть благочестивым и добропорядочным верующим, потому что каждому, кто исправно выполняет обязательные предписания и избегает тяжких грехов, Аллах простит все малые грехи и проступки.

Только милость и всепрощение Господа спасают рабов Аллаха от гибели, а земли – от засухи и разрушения. Если бы не кротость и сострадание Аллаха, то небеса бы обрушились на землю, не оставив на ней ни единой живой души. Но Господь прощает своих рабов, и поэтому Посланник Аллаха сказал: «Между пятью ежедневными намазами, пятничными молитвами и постами в месяц рамадан искупаются все совершенные между ними грехи, кроме самых тяжких».

Затем Всевышний сообщил, что Он лучше всех осведомлен о судьбах и характерах своих творений, об их слабостях и недостатках, которые мешают им выполнять многие из повелений Аллаха, об их сильном влечении к грехам, которому они порой не в силах противиться.

Вы были слабы и беспомощны, когда Аллах сотворил вас из земли и когда вы росли в утробах своих матерей, и эта слабость осталась навсегда присуща вам. Даже несмотря на то, что Аллах одарил вас силой, достаточной для выполнения всех предписаний религии, вы все равно не можете избавиться от своей слабости. Всевышний прекрасно знает об этом, и поэтому Он осеняет вас своим милосердием, состраданием и прощением. Он отпускает вам грехи и преступления, особенно, если вы изо всех сил стремитесь приблизиться к Нему и снискать Его благосклонность и избегаете грехов, которые могут навлечь на вас гнев Господа. Но как бы вы ни старались, вы все равно время от времени допускаете ошибки и совершаете грехи, которые вам прощает всемилостивейший и великодушный Аллах, который проявляет к своим рабам больше сострадания, чем мать к ребенку. А раз так, то все вы очень легко можете заслужить прощение Аллаха, да и Он всегда готов внимать вашим молитвам.

Не хвалитесь перед людьми тем, что вы чисты и безгрешны, ибо Аллах лучше знает тех, кто богобоязнен. Вера и богобоязненность живут в сердце раба, и только Аллаху ведомо то, что сокрыто в ваших сердцах. Каждый из вас получит вознаграждение, соответствующее его благочестию и богобоязненности, а люди, перед которыми вы хвалитесь, не принесут вам никакой пользы.


33. Видел ли ты того, кто отвернулся,




34. делал мало пожертвований и был скуп?




Всевышний сообщил о том, как ужасно положение людей, не желающих поклоняться одному Аллаху и отвергающих истину. Лишь изредка они делают добро людям, поскольку они скупы и не любят одарять окружающих. Среди их качеств нет великодушия и добродетели, зато их души переполнены нежеланием повиноваться Аллаху и совершать благие дела. Но несмотря на это они не упускают случая побахвалиться и ставят себя выше того места, на которое их поместил Аллах.



35. Разве он ведает сокровенное? Разве он ясновидец?




Если это не так, то он – всего лишь дерзкий лжец, возводящий на Аллаха навет. Он не только грешит и творит злодеяния, но и считает себя благородным мужем. Он претендует на знание сокровенного, но он ничего не ведает о нем, потому что правдивые и убедительные свидетельства непогрешимого Пророка не оставляют сомнений в лживости его заявлений.


36. Разве ему не поведали о том, что содержится в свитках Мусы


37. и Ибрахима, который был верен [своему Господу]?




Разве этому нечестивцу не поведали о том, что содержится в свитках Мусы и Ибрахима, который прошел через все испытания Аллаха и строго придерживался всех основных и второстепенных предписаний религии. А в этих свитках содержится много заповедей и предписаний. Всевышний упомянул о важнейших из этих заповедей и сказал:


38. Никто не возьмет на себя чужого бремени.


39. Человеку уготовано только то, что он [заслужил] своим усердием.




Каждый человек будет вкушать только плоды своих добрых и злых деяний. Никто не получит чужого вознаграждения, и никто не будет нести ответственности за чужие грехи.

Опираясь на эти аяты некоторые богословы утверждали, что ни один человек не может получить пользы от благодеяний, совершенных другими. Однако это обоснование недостаточно убедительно, поскольку в словах Всевышнего нет прямого указания на то, что вознаграждение не дойдет до человека, если оно будет подарено ему другим. То же самое можно сказать о богатстве человека. Он может распоряжаться только тем, что ему принадлежит, но это не означает, что он не может распоряжаться дарованным ему имуществом.



40. Его усердие будет показано ему,




41. а затем он получит воздаяние сполна.




В будущей жизни люди узнают все о своих благодеяниях и грехах. Каждый человек получит вознаграждение за свои добрые дела и будет наказан за свои злодеяния. А что касается смешанных поступков, то за них человек получит как вознаграждение, так и наказание, соответствующие доле добра и зла в том или ином поступке. Таким образом, воздаяние Аллаха будет проявлением Его справедливости и добродетели ко всем живым тварям. Все сущее будет восхвалять Его за это, и даже адские мученики войдут в огненную геенну, восхваляя Господа и преклоняясь перед Его мудростью. Они будут испытывать ненависть к самим себе, осознавая, что именно они своими поступками обрекли себя на злые страдания.



42. К твоему Господу предстоит ко­нечный исход.




К Аллаху возвращаются все деяния, а в День воскресения – и все творения. Аллах является верхом всякого совершенства, и на Нем завершаются знания, мудрость, милосердие и другие прекрасные качества.



43. Он заставляет смеяться и рыдать.






Он сотворил добро и зло, радость и печаль, веселье и уныние и все, что заставляет людей смеяться и рыдать. Хвала Аллаху за то, что Он сотворил все это с мудростью и совершенством!


44. Он умерщвляет и воскрешает.






Он один властен над жизнью и небытием. Он создает, повелевает и запрещает, а после того как люди умирают, Он воскрешает их, чтобы воздать им за те деяния, которые они совершили в своей земной жизни.


45. Он сотворил супругов – мужчин и женщин –


46. из капли изливающегося семени






Это относится не только к людям и джиннам, но и ко всем живым тварям. Сотворение мужчин и женщин, а также самцов и самок из капли семени является одним из величайших свидетельств величия и всемогущества Аллаха, который создает крупных и мелких животных из ничтожной капли семени, которое оплодотворяет яйцеклетку и превращается в зародыш, который в свою очерень растет и развивается, пока не вырастает в одно из творений Аллаха. Именно так появляется на свет человек, который впоследствии может подняться до высот рая, а может опуститься на самое дно преисподней.



47. и обязался сотворить вас во вто­рой раз.




Всевышний напомнил о том, каким чудесным образом Он творит людей, чтобы у них не возникло сомнений в том, что Он может снова вернуть их к жизни. Аллах воскресит всех людей из их могил и усыпальниц и соберет их перед собой в назначенный срок, дабы каждый получил воздаяние за свои благодеяния и грехи.


48. Он освобождает от нужды и да­рует достаток.




Одних рабов Он одаряет богатством, необходимым для существования, которое они приобретают посредством торговли, ремесел и других занятий, а других Он наделяет огромным состоянием, богатыми владениями и большой семьей. Все это – милости Аллаха, и Он напомнил своим рабам, кому они обязаны своим благосостоянием, дабы они благодарили Его и поклонялись только Ему одному.



49. Он – Господь Сириуса,






Сириус – это известная звезда. Конечно же, Аллах является Господом всего сущего, но из всех творений. Он особо отметил Сириус, потому что в доисламскую эпоху язычники поклонялись этой звезде. Тем самым Всевышний дал понять, что все, чему поклоняются многобожники, сотворено Аллахом, находится в Его власти и не заслуживает поклонения наряду с Аллахом.



50. Он погубил древних ‘адитов




51. и не оставил в живых самудян,




52. а еще раньше – соплеменников Нуха, которые были еще более несправедливы и непокорны.




‘Адиты – это народ пророка Худа. Аллах наслал на них лютый ураганный ветер и погубил их за то, что они отвергли своего пророка. Аллах также покарал самудян – соплеменников пророка Салиха. Они отвергли Салиха, и тогда Господь явил им чудесную верблюдицу. Но нечестивцы отказались покориться своему пророку и зарезали верблюдицу, за что и были повержены Аллахом от первого до последнего. А еще раньше Всевышний потопил соплеменников Нуха, которые были несправед­ливее и непокорнее всех остальных народов.


53. Он низверг опрокинутые селения,




54. которые оказались покрыты чем-то [неописуемым].




Аллах покарал опрокинутые селения, в которых проживал народ пророка Лута. Он обрушил на них наказание, которому не подвергал ни один другой народ. Он перевернул вверх дном их поселения и забросал их каменьями из затвердевшей глины, в результате чего их покрыло тяжкое, мучительное наказание, которое даже невозможно описать.



55. В какой же милости своего Гос­пода ты сомневаешься?




Все милости Аллаха перед твоими глазами, и в них невозможно усомниться. Всем, что есть у тебя и других рабов, вы обязаны только всевышнему Аллаху, и только Он может избавить вас от зла и наказания.


56. Он – такой же увещеватель, как и его предшественники.




Пророк Мухаммад, сын ‘Абдуллаха, потомок Хашима, представитель курейшит­ского рода, не является первым из посланников, ибо и прежде к людям приходили посланники и проповедовали то же, что и он. Так что же вам не нравится в его учении? Какой изъян вы нашли в его проповедях? Разве он не учит вас добру и не предостерегает от зла? Разве он не читает вам ниспосланный мудрым и достохвальным Господом священный Коран, который не имеет ничего общего с ложью и измышлениями? Разве Аллах не уничтожил ваших предшественников, которые отвергали благородных посланников? А если так, то что сможет избавить от Божьей кары грешников, которые отвергают Пророка Мухаммада, господина всех посланников и предводителя всех богобоязненных праведников?



57. Судный день близок.






Близок срок его наступления, и уже проявляются его предзнаменования.



58. Никто, кроме Аллаха, не способен предотвратить его.




Никто не спасет неверных от обещанного наказания, когда наступит День воскресения. Затем Всевышний пригрозил неверным, которые отрицают пророчество Мухаммада и принесенный им священный Коран, и сказал:


59. Неужели вы удивляетесь этому повествованию,


60. смеетесь, а не рыдаете,




61. и беспечно забавляетесь?






Неужели вы осмеливаетесь называть неправдоподобным самое прекрасное, самое лучшее и самое славное из всех писаний? Неужели вы думаете, что такое писание невозможно?

Поведение многобожников было результатом их невежества, заблуждения и упрямства, иначе они не стали бы отворачиваться от повествования, каждое слово которого суть истина. О люди! Это – не шутка и не забава. Это – великий Коран. Если бы Аллах низвел его на могучие горы, то они раскололись бы от страха пред Аллахом. Это писание может сделать ваш разум более совершенным, ваши слова – более мудрыми, ваши взгляды – более правильными, ваши поступки – более решительными, а вашу веру и убежденность – более сильными. Посему не удивляйтесь этому Корану, а удивляйтесь безрассудству, глупости и заблуждению людей, которые удивляются ему!

Вы глумитесь и насмехаетесь над Кораном и его аятами. А ведь стоит прислушаться к мудрым кораническим запретам и повелениям и задуматься над его прекрасными увещеваниями и правдивыми рассказами, как эти аяты начинают покорять сердца, пленить души и заставляют слезиться глаза.

Вы пренебрегаете Кораном и не задумываетесь над его смыслом, а это однозначно свидетельствует о слабости вашего ума и порочности ваших убеждений. А если бы вы поклонялись Аллаху и стремились заслужить Его довольство, то не оказались бы в таком бедственном положении, к которому испытывает отвращение каждый благоразумный человек. Поэтому Всевышний сказал:



62. Бейте челом Аллаху и поклоняй­тесь Ему!




Поклонение – это понятие, объединяющее все слова и дела, как явные, так и скры­тые, которые любит Аллах и которыми Он доволен. Из всех обрядов поклонения Аллах особо выделил челобитие, что свидетельствует о его пользе и превосходстве. Земные поклоны являются таинством и сутью всего поклонения, потому что они олицетворяют страх и преклонение перед Аллахом. Падая ниц, человек душой и телом смиряется перед Господом и покорно опускает самую славную часть своего тела до уровня стопы.


Hosted by uCoz