57

Сура «аль-Хадид»

(«Железо»)

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

1. Славословят Аллаху те, кто на небесах и на земле, ведь Он – великий, мудрый.






Всевышний сообщил о своем величии и могуществе и своей безграничной власти на небесах и на земле. Все творения, обладающие даром речи, все безмолвные и безжизненные создания славословят Ему и прославляют Его совершенство и безупречность. Все они покорны своему Господу, смиренны пред Его величием и исполнены доказательств Его божественной мудрости. Среди Его прекрасных имен – аль-‘Азиз (великий, могущественный) и аль-Хаким (мудрый). В Его помощи нуждаются все творения, обитающие на небесах и на земле. Перед Его величием и мощью преклоняется все сущее. Он создает и повелевает, но при этом делает только то, что подобает Его божественной мудрости. Затем всевышний Аллах соощил о необъятности Его царствия и сказал:



2. Власть над небесами и землей принадлежит только Ему. Он ожив­ляет и умерщвляет, и Он властен над всем сущим.




Всевышний является единственным творцом, кормильцем и правителем.


3. Он – первый и последний, высо­чайший и ближайший. Он ведает обо всем сущем.






Аллах – первый, до которого ничего не было, и последний, после которого ничего не будет. Он – высочайший, выше которого ничего нет, и ближайший, ближе которого ничего нет. Он ведает обо всем явном и сокровенном, тайном и очевидном, прошлом и будущем.


4. Он – тот, кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите.






Господь начал сотворение мира в воскресенье и завершил его в пятницу, а потом вознесся на Трон. Он вознесся над всеми творениями так, как это подобает Его божественному величию.

Он ведает о семенах растений, животных, дождевых водах и многом другом, что проникает в землю. Он также ведает о травах, кустарниках, деревьях, животных и обо всем остальном, что исходит из нее. Он ведает об ангелах, пропитании и предопределении – обо всем, что нисходит с неба. Ему также известно об ангелах, человеческих душах, молитвах, деяниях и многом другом, что восходит туда.

Он всегда пребывает вместе со своими творениями. Эти слова Всевышнего похожи на следующий аят: «Разве ты не знаешь, что Аллах ведает и то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились» (58:7).

Это не означает, что Аллах присутствует повсюду своей божественной сущностью. Он объемлет всю вселенную своим знанием и наблюдением, и поэтому Он предупредил своих рабов о грядущем воздаянии и напомнил им о том, что Он видит все, что они совершают. Всевышний наблюдает за добрыми и злыми деяниями своих рабов и их результатами и непременно сохранит их, чтобы воздать каждому человеку за все, что он совершил.



5. Ему принадлежит все, что в небе­сах и на земле, и к Аллаху воз­вращаются все дела.






Аллах – творец и властелин, а все творения являются Его рабами. Он правит ими, как Ему угодно, вершит их судьбу, ниспосылает им свои повеления и делает все это в соответствии со своей божественной мудростью. Все рабы предстанут перед Ним вместе со своими деяниями, и Он отделит добро от зла, а затем вознаградит праведников за их благодеяния и покарает грешников за их грехи.


6. Он увеличивает день за счет ночи и увеличивает ночь за счет дня. Он ведает о том, что таят сердца.






Он сменяет день ночью, которая окутывает мир своим мраком и позволяет людям успокоиться и отдохнуть. Затем Он сменяет ночь днем, который изгоняет тьму и изливает на мир свой свет, а люди тем временем приступают к активной деятельности и начинают трудиться в поисках средств к существованию. День и ночь непрестанно приходят на смену друг другу, периодически удлиняются и укорачиваются, образуют времена года и благодаря этому приносят людям огромную пользу. Благословен же Аллах, Господь миров! Свят великодушный и щедрый Творец, который не перестает одарять своих рабов зримыми и незримыми благами! Он ведает о том, что таится в сердцах. Он знает тех, кто заслуживает Его помощи, и помогает им найти путь к счастью. А тех, кто не достоин этого, Он бросает на произвол судьбы.



7. Веруйте в Аллаха и Его Послан­ника и делайте пожертвования из того, что даровано вам в наслед­ство. А тем из вас, которые уве­ровали и расходовали [на пути Алла­ха], уготовано великое воз­награж­дение.


Всевышний повелел своим рабам уверовать в Аллаха и Его Посланника и во все, что он принес человечеству, а также расходовать на благие дела имущество, которым Аллах наделил их на срок пребывания на земле, дабы посмотреть, как они будут распоряжаться Его дарами.

А для того, чтобы рабы Божьи исправно выполняли Его повеления, Аллах сообщил им о прекрасной награде, которая ожидает праведников. Верующие, которые объеди­нили в себе два замечательных качества – веру и щедрость, которые расходовали свое имущество на пути Аллаха, получат великое вознаграждение, а самое главное – они обретут довольство Аллаха и место в райской обители, в которой верующих и борцов за веру ожидают удивительные вечные блага.

Затем Аллах указал на причину, по которой люди просто обязаны уверовать, и сказал:



8. Почему вы не веруете в Аллаха, тогда как Посланник призывает вас уверовать в вашего Господа? А ведь Он взял с вас завет. [Помните же об этом,] если только вы веруете.




Что же мешает вам обратиться в ислам и встать на путь Господа, если к этому вас призывает самый достойный из посланников и самый благородный из проповедников – Пророк Мухаммад? Одно только это уже обязывает вас внять его проповедям, ответить на его зов и уверовать в принесенную им истину, тем более что Аллах взял с вас слово о том, что вы не отвернетесь от веры.

Но и это не все. Из-за своей доброты и благосклонности к вам Аллах не довольствовался одними проповедями славного учителя и великого Посланника, а подтвердил его правоту многочисленными чудесами и знамениями. Поэтому далее Он сказал:



9. Он – тот, кто ниспосылает своему рабу ясные знамения, чтобы вы­вести вас из тьмы к свету. Воис­тину, Аллах добр и милосерден к вам.






Аллах ниспослал своему Пророку знамения, которые убеждают благоразумных и здравомыслящих людей в достоверности всего, что проповедует Мухаммад. Посланник явился к вам с писанием и мудростью, чтобы вывести вас из мрака невежества и неверия к свету знания и веры.

Воистину, среди прекрасных имен Аллаха – ар-Рауф (добрый) и ар-Рахим (милосердный). Он проявляет к вам больше сострадания, чем мать к своему ребенку.



10. Почему вы не расходуете на пути Аллаха? Ведь Аллах – единствен­ный наследник небес и земли. Не сравнятся люди с теми, кто расходовал и сражался до победы [над язычниками]. Эти выше сте­пенью, чем те, которые расходо­вали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы вершите.




Что мешает вам расходовать имущество на пути Аллаха и тратить его на благие цели? Что заставляет вас скупиться, тем более что вы знаете о том, что все богатство в конце концов достанется одному Аллаху? Вы лишитесь всего, что имеете, и все как один покинете этот мир, а богатство перейдет в руки своего истинного хозяина – всевышнего и всеблагого Аллаха. Посему не скупитесь и творите добрые дела, используйте свой шанс, пока богатство Аллаха еще находится в ваших руках.

Затем Всевышний упомянул о том, что одни праведные дела превосходят другие в зависимости от обстоятельств, а божественная мудрость определяет степень их превосходства. Мусульмане, которые делали пожертвования и сражались на пути Аллаха до победы над язычниками, лучше тех мусульман, которые делали пожертвования и сражались после этой победы.

Победа, о которой идет речь в аяте, – это Худейбийский мир, который Посланник Аллаха заключил с мекканскими язычниками. Этот мирный договор был величайшей победой в истории ислама. Он позволил мусульманам открыто общаться с неверую­щими и беспрепятственно распространять религию. После этого события люди стали толпами принимать религию Аллаха, и ислам обрел величие и могущество.

До этой победы мусульмане имели возможность проповедовать ислам только в Медине и окрестных поселениях, а правоверные в Мекке и других городах жили в страхе и подвергались гонениям. Поэтому те сподвижники Пророка, которые обратились в ислам и сражались на пути Аллаха до Худейбийского мира, получат более прекрасное вознаграждение и займут более славное место в раю, нежели те, которые уверовали и не жалели на пути Аллаха своих жизней и своего богатства после подписания мирного договора. И действительно, большинство самых славных сподвижников Пророка Мухаммада уверовало до Худейбийского мира.

А поскольку обычно превосходство одних подразумевает унижение других, всевышний Аллах обещал ввести в райские сады каждого, кто уверовал и сражался на пути Аллаха. Это – ярчайшее свидетельство превосходства сподвижников Посланника Аллаха. Да будет доволен всеми ими Аллах! Он засвидетельствовал их искреннюю веру и обещал им рай. Он ведает о людских деяниях и воздаст каждому человеку только за то, что он совершил.

Затем Аллах вдохновил своих рабов на пожертвование средств на священную борьбу, потому что борьба с врагами религии во многом зависит от пожертвований мусульман и средств, потраченных на ее подготовку. Всевышний сказал:



11. Кто одолжит Аллаху добрый заем, тому воздастся во много раз боль­шим. Ему уготовано щедрое воз­награждение!




Кто сделает пожертвование из приобретенного честным путем имущества искренне ради Аллаха, того Аллах обещал почтить гораздо большим вознаграж­дением. Воистину, Он – великодушный Даритель. Из-за своего великодушия Он назвал пожертвования своих рабов заемом, хотя все богатство принадлежит Ему и все люди являются Его рабами.

Он дарует верующим обещанную им щедрую награду в День воскресения, когда каждый человек в полной мере ощутит свою слабость и беспомощность и будет согласен даже на самую малую милость. Именно это Всевышний подчеркнул в следующих четырех аятах и сказал:



12. В тот день, когда ты [, Мухаммад,] увидишь, как перед верующими мужчинами и женщинами сияет их свет, а справа [им вручается книга с деяниями, им будет сказано]: «Возрадуйтесь сегодня садам, в которых текут ручьи. Вы пребуде­те в них вечно. Это и есть великое преуспеяние».




Аллах подчеркнул превосходство правой веры и сообщил о том, как счастливы будут правоверные в День воскресения. В тот день солнце будет скручено, а луна затмится, и люди погрузятся во мрак и окажутся перед мостом, проложенным над хребтом геенны. Вот в такой мрачный, тяжкий миг ты увидишь, как перед верующими мужчинами и женщинами будет сиять свет их веры. Чем сильнее будет вера раба, тем ярче будет свет его веры. Им будет сказано: “Возрадуйтесь сегодня садам, в которых текут ручьи. Вы пребудете в них вечно. Это и есть великое преуспеяние”. Господи, какое же удовольствие доставит эта весть верующим, когда они осознают, что достигли всего самого желанного и прекрасного и спаслись от всего зловещего и неприятного!



13. В тот день лицемеры и лицемерки скажут уверовавшим: «Погодите, мы позаимствует у вас немного света». Им ответят: «Ступайте, от­куда пришли, и там ищите света». Между ними будет возведена сте­на с вратами, внутри которой ми­лосердие, а снаружи – наказание.




Верующие будут двигаться к своему спасению при свете своей веры, и в это время погаснет свет, освещавший путь лицемерам, и они застынут в оцепенении. Тогда они обратятся к верующим и скажут: “Погодите, мы позаимствует у вас немного света, чтобы спастись от мучительного наказания”. Но им ответят: “Ступайте туда, откуда пришли. Поищите свет в другом месте, если это вообще возможно”. Но в Судный день это будет невозможно. Между верующими и лицемерами будет возведена стена с вратами, внутри которой милосердие, а снаружи ее – наказание. По одну сторону этой стены окажутся верующие, а по другую – лицемеры.



14. [Лицемеры] будут вопрошать: «Разве мы не были с вами?» [Ве­рующие] ответят: «Да, но вы искушали самих себя, выжидали, сомневались и обольщались на­деждами до тех пор, пока не свер­шилась воля Аллаха. Обольсти­тель ввел вас в заблуждение относительно Аллаха.


Лицемеры будут взывать к верующим, моля их о помощи и сострадании и говоря: “Разве мы не проводили свое время с вами? Разве мы не свидетельствовали, что нет божества, кроме Аллаха? Разве мы не совершали намаз, не постились, не сражались и не делали всего, что делали вы?” Верующие скажут: “Да. В мирской жизни вы были с нами и на первый взгляд совершали то же, что и мы, но все ваши поступки были неискренни. В ваших сердцах не было ни веры, ни праведных намерений. Вы сомневались в словах Аллаха, который не прощает подобного сомнения. Вы тешили себя надеждами, что и без твердой убежденности сумеете добиться всего, что обещано верующим, и это продолжалось до тех пор, пока к вам не явилась смерть. Сатана обольстил вас и приукрасил в ваших глазах неверие и сомнение, а вы доверились ему и поверили его словам и обещаниям”.


15. Сегодня ни от вас (т.е. лицеме­ров), ни от неверующих не возь­мут выкупа [за избавление от ада]. Вашей обителью станет огонь, ко­торый более всего подобает вам. Скверно это местопребывание!»




Если бы у вас, лицемеров и неверующих, было столько золота, сколько может вместиться в землю, или даже вдвое больше, то вы все равно не смогли бы откупиться от адского наказания. Сегодня ад соберет вас в своем чреве, и вы пребудете в нем вечно. Скверно ваше местопребывание!

Всевышний также сказал: «Тому же, чья чаша [добрых деяний] на весах окажется легче, пристанищем будет пропасть. Откуда тебе знать, что это такое? Это – пылающий огонь!» (101:8-11).

Правдивая весть о судьбе верующих и лицемеров в будущей жизни пробуждает в сердцах людей страх перед Господом и призывает их преклоняться перед Его величием. А поскольку среди верующих есть и такие, которые не выполняют повелений Аллаха надлежащим образом, Всевышний упрекнул их за подобные упущения и сказал:



16. Разве для уверовавших не на­стала пора, чтобы их сердца сми­рились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, дабы не уподобились они тем, которым было ниспослано писа­ние раньше, чьи сердца ожесточи­лись по прошествии долгого вре­мени и большинство которых стало нечестивцами?




Разве не настала пора для того, чтобы сердца верующих стали еще мягче и добрее, чтобы они переполнялись страхом и смирением при чтении Корана и упоминании о том, что проповедовал Пророк Мухаммад? Воистину, Коран – это величайшее напоминание об Аллахе, и мусульмане обязаны исправно придержи­ваться его предписаний и запретов.

Это – призыв к прилежному и усердному поклонению, к смирению перед всевышним Аллахом, к покорности предписаниям священного Корана и мудрой Сунны, к размышлению над божественными проповедями и шариатскими законами. Мусульмане должны всегда придерживаться этого и требовать отчета от самих себя до того, как у них потребует отчета всевышний Аллах.

Мусульманам не подобает уподобляться людям писания. Им было ниспослано откровение, которое обязывало их смириться перед Аллахом и покориться Ему во всем, но они не проявили стойкости и со временем вернулись к невежеству и предали истину забвению. Их вера разрушилась, убежденность пропала, а сердца ожесто­чились. Человеческие сердца каждый миг нуждаются в поминании божественного откровения и мудрости. Когда же люди придают их забвению, их сердца черствеют, а взоры становятся безжизненными.



17. Да будет вам известно, что Аллах оживляет землю после того, как она иссохла. Мы уже разъяснили вам знамения, – может быть, вы уразумеете.




Эти знамения позволяют благоразумным людям определить некоторые цели божественного замысла. Тот, кто способен оживить землю после того, как она иссохла, сможет без труда воскресить усопших и призвать их к ответу. Тот, кто способен дождевой водой оживить иссохшую землю, сможет посредством ниспосланного Посланнику откровения оживить мертвые человеческие сердца.

Этот аят свидетельствует о том, что люди, которые не внимают знамениям Аллаха и не придерживаются законов Всевышнего, попросту лишены разума и рассудительного ума.



18. Воистину, мужчинам и женщинам, которые часто подавали мило­стыню и одолжили Аллаху хоро­ший заем, будет возвращено во много раз большим. Им уготовано щедрое вознаграждение.




Тем верующим, которые делали много искренних пожертвований и своими благо­деяниями заслужили щедрое вознаграждение, Аллах умножит это вознаграждение от десяти до семиста раз и даже более. Они получат разнообразные райские блага, о которых они даже не подозревают.



19. Уверовавшие в Аллаха и Его посланников – это правдивые праведники и павшие мученики, что находятся вблизи от своего Господа. Им уготованы награда и свет. А те, которые не уверовали и отвергли Наши знамения, суть обитатели ада.




Все праведные последователи Пророка Мухаммада убеждены в том, что вера слагается из праведных мыслей, убеждений, слов и поступков, которые охватывают весь шариат исламской религии. Этими прекрасными качествами обладают правдивые праведники, которые стоят выше простых правоверных, но ниже пророков, а также павшие мученики. В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «В раю – сто ступеней, и расстояние между каждой ступенью равно расстоянию между небом и землей. Все это Аллах уготовил для тех, кто сражался на Его пути». Это свидетельствует о том, что павшие мученики и борцы за святое дело религии будут находиться в верховьях рая вблизи от всевышнего Аллаха. А неверующие, которые отвергли знамения Аллаха, станут обитателями геенны.

В этих аятах Всевышний упомянул о нескольких типах людей: подающих мило­стыню верующих, правдивых праведниках, павших мучениках и обитателях геенны.

Подающие милостыню – это верующие, которые делают много добра окружаю­щим, стремятся оказать людям посильную помощь и для этого расходуют свое имущество на пути Аллаха. Правдивые праведники – это верующие, которые достигли самой высокой степени совершенства благодаря крепкой вере, праведным деяниям, полезным знаниям и искренней убежденности. Павшие мученики – это верующие, которые, не щадя своих жизней и своего имущества, сражались во имя Аллаха и пали в бою. А обитатели геенны – это неверные, которые отрицали знамения Аллаха.

Остался еще один тип людей, о котором Всевышний упомянул в суре “Создатель”. Это – верующие, которые выполняли обязательные предписания и избегали совершения грехов, но время от времени проявляли нерадивость по отношению к своим обязанностям перед Аллахом и творениями. Они также будут в числе счастливых обитателей рая, хотя часть из них понесет наказание за некоторые их совершенных ими грехов.


20. Знайте же, что жизнь мира сего – лишь забава и развлечение, кра­сование и похвальба между вами, состязание в том, чтобы обрести побольше имущества и детей. Все это подобно дождю, после кото­рого произрастает добрый урожай, приводящий в восторг земледель­цев. Но потом [растения] увядают, и ты видишь, как они желтеют и обращаются в труху. А в будущей жизни людям уготовано тяжкое на­казание или прощение от Аллаха и благоволение. Ведь жизнь в этом мире – лишь пользование обольстительными дарами.




Всевышний поведал о подлинной сути земного мира и мирской жизни и разъяснил, чего же хотят от этой жизни потомки Адама. Земные блага – это забава и развлечение для человеческих душ и тел. В этом легко убедиться, если понаблюдать за людьми, которые посвящают себя охоте за мирскими удовольствиями и усладами. Они проводят свою жизнь в словоблудии и пустых развлечениях, не думая об Аллахе и ожидающей их расплате. Некоторые из них даже религию считают забавой и развлечением.

Как же не похожи они на верующих, которые трудятся во благо будущей жизни, чьи сердца живут поминанием Аллаха, горят желанием еще лучше познать Его и переполняются любовью к Нему. Они посвящают себя делам, которые приближают их к Аллаху и сулят благо им и окружающим.

Всевышний назвал мирскую жизнь красованием, потому что люди жаждут богатых нарядов, великолепных яств, восхитительных напитков, роскошных средств передвижения, огромных домов и дворцов, высокого положения в обществе и многого другого.

Господь также назвал ее похвальбой между людьми, потому каждый человек склонен гордиться своими успехами перед окружающими и каждый человек желает, чтобы удача сопутствовала ему во всех в мирских делах, а ореол славы всегда окружал его.

Он также назвал ее состязанием в том, чтобы обрести побольше имущества и детей, потому что люди испытывают удовлетворение от того, что у них больше богатства и детей, чем у других. Это – критерий преуспеяния для тех, кто влюблен в мирскую жизнь и связывает с ней самые большие надежды.

Такие люди совершенно не похожи на тех, кто осознал подлинную суть мирской жизни и понял, что земной мир – это всего лишь временная обитель, а не постоянное пристанище. Такие люди всеми силами стремятся приблизиться к Аллаху и делают все для того, чтобы попасть в рай. Видя, как другие пытаются превзойти их богатством и числом детей, они в свою очередь пытаются превзойти их добрыми деяниями.

Затем Всевышний привел мудрую притчу и сравнил мирскую жизнь с ливнем, после которого на земле расцвело множество растений, которые служат едой для людей и кормом для скота. Богатый урожай обрадовал неверных, которых не заботило ничего, кроме мирских благ, но всевышний Аллах ниспослал им несчастье, которое иссушило и погубило урожай, и тогда земля приобрела свой прежний вид, словно она никогда не блистала своим изумительным по красоте видом и на ней никогда не расцветала трава.

То же самое можно сказать о мирской жизни. Человек наслаждается ею, пока она окружает его своими распрекрасными благами. Стоит ему захотеть чего-либо, как он получает это. Стоит ему приступить к чему-либо, как перед ним раскрываются все двери. Но однажды сбывается предопределение Аллаха, и человек теряет все, что он имел, лишается былого могущества, а то и вовсе расстается с этим миром. Вот тогда он осознает, что он отправился в далекое путешествие с пустыми руками, что он не взял с собой в путь ничего, кроме савана. Горе всякому, кто связывал все свои надежды только с этим миром и трудился только ради этих тленных благ!

Настоящую выгоду человек может извлечь только из тех дел, которые он совершает во благо будущей жизни. Прекрасные плоды таких деяний будут сохранены и навсегда останутся с рабом Аллаха. Вот почему всевышний Аллах сказал, что в будущей жизни неверным уготовано тяжкое наказание, а верующим – прощение и милость. Воистину, после смерти людей ожидает либо наказание, либо прощение – третьего не дано.

Кто тратил силы только на приобретение земной роскоши, ослушался Аллаха, отвергал Его знамения и отвечал неблагодарностью на Его бесчисленные блага, тот будет подвергнут мучительному наказанию и познает, что такое адские оковы и цепи и что такое ужас преисподней.

А кто осознал подлинную суть мирской жизни и стремился благоустроить свою будущую жизнь, тому будут дарованы прощение и избавление от лютой муки в аду. Аллах б